ТРЕНИРОВКА ПО МОТОКРОССУ, что это, как и зачам?
В этом разделе мы постараемся максимально качественно и понятно раскрыть все направления тренировок в мотокроссе и познакомить вас с ними. Эта информация поможет вам повысить уровень безопасности вождения, качественно подойти к специальной физической подготовке и как следствие, сделает вас быстрее.
Основы техники вождения
Техника вождения в мотокроссе один из ключевых факторов в быстрой, безопасной езде. Базой здесь является правильная стойка гонщика в системе «гонщик-мотоцикл». Определяется пять основных моментов этой системы:
- Положение стоп ног на подножках!
- Положение коленей (всей голени)!
- Положение туловища!
- Локти!
- Взгляд!
Это база, фундамент на который, ложиться всё остальное. Вот пример. Если мы возьмём раллийного гонщика, автомобилиста, и скажем ему держать руль только одной рукой! Сможет ли он управлять машиной? Ответ однозначен, ДА! Но, всегда есть маленькое но, до какого момента, на какой скорости, контролировать автомобиль станет невозможным в гонке? Думаю, начиная с не самой высокой. Так и в мотокроссе, впрочем, как и в любом другом виде спорта, не закрепив основу, достичь настоящих вершин, не реально! И чем раньше начать работать над этим, тем быстрее придёт нужный результат!
А теперь по порядку:
Стопы ног – старайтесь держать, стопу ноги (носок), прижатую к мотоциклу, передвинув её немного назад. Только при переключении или торможении стопа передвигается вперёд и сразу же должна возвращаться в исходное положение. При развороте стопы в сторону, как это обычно у всех гонщиков встречается, колено разворачивается за стопой, и отворачивается от бака, который мы обязаны удерживать ногами ПОСТОЯННО создавая систему «гонщик-мотоцикл», как только бак и весь мотоцикл отпущен, мотоцикл и гонщик это две самостоятельные вещи, а должно быть одно целое. Пример: попав в кочку или выбоину мотоцикл (100кг), энергия, которая начала его двигать с намеченной траектории, получившаяся в результате толчка этой выбоины, двигает всего 100 кг, а если бы это была система «гонщик-мотоцикл» где вес системы получился бы 180кг. Вопрос, что легче сдвинуть 100 кг или почти 200? Так же, стоя подножкой посередине стопы, мы добавляем дополнительный амортизатор в эту систему, наши голеностопные суставы, для того же гашения внешних сил воздействующих на систему.
Положение коленей (всей голени)- как уже определенно выше, колени должны постоянно удерживать мотоцикл, тем самым мы получаем систему «гонщик-мотоцикл». Так же, удерживаясь колеями, снижается достаточное количество нагрузки с мышц рук, сгибателей кистей рук. Нужно использовать более выносливые и сильные мышцы! Далее повороты. При прохождении поворота, как не странно, РУЛЬ НЕИСПОЛЬЗУЕТСЯ! Руль нужен только для того чтоб управлять тормозами, газом, сцеплением, поддержанием равновесия во время езды, регулировки положений тела в системе. Правильное расположение стоп ног + зажатый мотоцикл коленями, даёт возможность переноса веса системы «гонщик-мотоцикл» в сторону поворота в начале и перенос веса на внешнюю подножку по ходу. Это добавит стабильности за счёт снижения центра, тяжести системы, и при этом, не используя активно руки.
Положение туловища- здесь важно правильно распределить вес между задним и передними колесами. Находясь в основном положении стоя на мотоцикле, контролировать себя довольно просто, колени должны быть хорошо согнуты, это позволит качественно помогать мотоциклу гасить колебания неровной трассы, не травмировать коленные суставы. Так же нужно держать спину прямой в пояснице (как штангист), дело в том, что когда ваша спина согнута, основная рабочая нагрузка приходится на нижнюю часть прямых мышц спины (поясницу), а они не такие уж сильные и выносливые как хотелось. Выход прост. Выпрямив спину, всю нагрузку на себя берут ягодичные мышцы, сильные и выносливые, это поможет дольше оставаться в положении стоя на мотоцикле. А вот разместить всё это нужно ориентируясь по рулю, прямо над которым должен находиться ваш подбородок.
Локти- должны быть согнуты и подняты вверх. В первую очередь это поможет не подыгрывать в не нужном месте и времени газом на кочках. При повороте не даст упереться локтём в рёбра и самое главное улучшит контроль угла наклона мотоцикла в повороте и по всей кроссовой дистанции за счёт того что подняв локти, в работу включаются более сильные и выносливые мышцы верхнего плечевого пояса, грудные мышцы и трёхглавые мышцы плеча.
Взгляд- один из моментов отвечающий за скорость прохождения любых участков кроссовой дистанции, это то, куда смотрит гонщик. Куда ты смотришь, туда и едешь! Элементарный пример, при беге по стадиону, если смотреть перед собой не далее чем на 3-5 метров, в моменты усталости бежать становится тяжелее в 10-ки раз, а как только начинаешь смотреть на 20-40 метров вперёд, бег становится на много легче. Тоже и при езде, но ключевым моментом здесь является готовность во время езды к следующему элементу трассы, и чем раньше это наступает, тем лучше. Идеальным условием передвижения по кроссовой трассе является концентрация прохождения на элементе, который следует за тем, который вы сейчас проходите. Другими словами думать на шаг вперёд, а правильное направление взгляда помогает как раз именно в этом.
Специальная физическая подготовка в мотокроссе
Все, кто хоть когда-нибудь коснулся мотокросса, уточнил для себя: мотокросс требует не только умение управлять мотоциклом, но и серьёзную специальную физическую подготовку. Особенность физической подготовки в мотокроссе заключается в комбинации силовых качеств и выносливости. Можно сказать, что мотокроссмен должен быть в меру сильным, в меру выносливым, а также включать в себя скоростные качества, координацию, психологическую устойчивость, в общем, почти всё, чем наделена такая особь как «человек разумный».
Достойный уровень специальной физической подготовки в мотокроссе даст Вам не только возможность повысить общий уровень вождения, но также значительно увеличить безопасность вождения. Вы сможете чаще управлять мотоциклом, а не наоборот.
При улучшении специальной физической подготовки Вы ощутимо подымите планку уровня вождения. Вместе с улучшением на тренировках по вождению времени круга, при улучшении «физических показателей» общее время заезда сократится на два а то и три порядка. Вы станете сильнее себя ну как минимум на голову в заездах!
№ круга |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее время |
Без физ.подготовки |
2,2 |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
2,7 |
2,9 |
13,6 мин. |
С физ.подготовкой |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
12,5 мин. |
А теперь представьте 1.1 минута! Пусть вы не «про» и не летите все трамплины, нет сильного хода в поворотах, но кубков и медалей добавится! Ну а если Вы занимаетесь профессионально, посмотрите на Ваше время первого и последнего кругов в заезде, я уверен, работать есть над чем.
А как нужно правильно настроить эту работу, мы и раскроем на страницах нашего сайта.
Продолжение следует….
Титов Алексей