К старту готов: четыре ментальных приёма для гонщиков мотокросса
Доктор Патрик Кох специалист в области спортивной психологии. Он добился успеха в обучении спортсменов автогонок, мотоциклетных гонок, в частности, мотокросса, включая команды, помогая им достичь максимума своих возможностей.
Старт в мотокроссе – это своего рода гонка внутри гонки. Ни в каком другом спорте вы не встретите 40 соперников, которые все мчатся в один поворот, с намерением получить преимущество на старте. И чтобы получить этот самый холшот нужна выдержка, бодрый настрой, уверенность и соответствующий образ мыслей. И хотя холшот не гарантирует победу в гонке, он безусловно приближает вас на один шаг к победе. Семикратный чемпион соревнований AMA National Motocross/Supercross Рик Джонсон говорит, что существует два важных аспекта в каждой гонке: «Первая гонка – это гонка от старта до первого поворота, вторая – от первого поворота до финишной черты».
Как лучше всего подготовить себя к старту? В этой статье я расскажу о четырех важных моментах ментальной подготовки, чтобы вы смогли обеспечить себе наилучший старт.
Приём №1: Собраться с силами, а не переживать
Старт гонки –это тот момент, который зачастую вызывает у многих гонщиков сильное волнение; они начинают нервничают, вместо того, чтобы собраться с духом. Это волнение очень легко вызвать, когда начинаешь сравнивать себя с другими гонщиками или думать о том, что случились на прошлой гонке; то, что стоящий рядом гонщик приблизится к вам и заденет локтем на первом повороте, или совершенные ошибки, с которыми вы опасаетесь не справиться и сейчас. Такие мысли только заставят вас нервничать, а не помогут вам подготовиться, в ожидании пока стартовая машинка упадет.
Одна из стратегий не волноваться заключается в том, чтобы сконцентрироваться на своих воротах, а не на других гонщиках. Нужно сфокусироваться только на своих воротах, и представить, как вы выйдете первым, когда они упадут. Я всегда говорю моим студентам никогда не думать о позиции на финише или об именах других гонщиков.В мотокроссе гонщик часто обрекает себя на неудачу еще до того, как ворота опустятся, предвзято размышляя о том, на каком месте он и все остальные завершат гонку. До тех пор пока вы не видите себя победителем, как вы можете выиграть, думая, что лучшее, что вы сможете – это придти третьим, потому что с вами едут другие быстрые гонщики? С таким настроем вы, вероятно, и приедете третьим, если только кто-нибудь впереди вас не упадет.
Приём №2: Иметь план гонки
Еще до того, как вы оказываетесь на стартовой линии, у вас уже должна быть стратегия гонки. Она включает в себя и старт, и план для двух первых кругов. Самая большая ошибка, которую гонщик может сделать – относиться к плану гонки пренебрежительно. Неопределенный настрой снижает вашу уверенность. Рик Джонсон говорит: «Перед тем как выходить на старт, тебе нужно иметь «план игры». Я пытаюсь представить заранее всю гонку целиком. Так как реальная гонка становиться ближе к рассматриваемой, я начинаю более детально фокусироваться на старте».
Итак, как уже было сказано, нужно иметь план и на старт, и на всю остальную гонку, уже до того, как вы окажетесь на стартовой линии. Не имеет значения, на первой ли вы стартовой машине или на последней, вы должны подготовить свои мысли к тому, что ваша стартовая позиция лучшая. Вы можете делать это, например, думая о той линии, которая поведет вас к повороту и местах, где вам нужно будет сменить положение. Я предложу стратегию гонки. Эта стратегия включает те линии, которые вы будете использовать на первых кругах и участки трассы, которые вы сможете пройти лучше всего. Это понятно, что состояние поверхности трека меняется в течение гонки, но ведь вы все еще хотите придерживаться плана и поэтому подстраиваетесь под изменения трассы, выбирая другие траектории.
Приём № 3: Увидеть и прочувствовать хороший старт в мыслях
Стратегия третья заключается в том, чтобы ментально повторить свой старт несколько раз, для того чтобы вы были подготовлены к различным ситуациям. Визуализация запечатлевает ваш план перед стартом. Представляйте свой старт от первого лица – как будто вы сидите на вашем мотоцикле; помните, вы должны его не только увидеть, но и прочувствовать. Это в свою очередь позволит вам быстро среагировать, когда упадут ворота и оградит от необходимости обдумывать его слишком долго, что является еще одной распространенной ошибкой. У нас в спортивной психологии есть поговорка: «Если ты видишь это, ты веришь в это». Уверенность необходима для хорошего старта. И если вы видите себя впереди остальных и первым входящим в поворот, можете расслабиться. Все, что вам останется – довериться себе.
Приём №4: Ограничить свой фокус
Четвертый ментальный инструмент в вашей моральной подготовке – это умение сузить свой фокус, когда вы на стартовой линии. Вам придется столкнуться со многими отвлекающими факторами за все время гоночного дня, и это может оказать влияние на старт. Как бы там ни было, гонщик должен последовательно сконцентрироваться на трех важных моментах, для того, чтобы обеспечить себе хороший старт.
Для начала определите что важно, а что не важно (какой фактор отвлекающий) на линии и поймите разницу. Мысли о прошлой гонке, предположения о том, каким вы придете к финишу в этой гонке, что думают другие о вашей езде – все это заставляет нервничать. Что же является самым важным за 30 секунд до старта? Стартер, реакция на падение стартовой машинки и выбор траектории до первого поворота – вот на что следует обратить внимание. Вы можете сказать, что позиция вашего тела, контроль регуляторов управления и переключение тоже важны для хорошего старта, но все это – хорошо отработанные действия, которые должны выполняться без необходимости обдумывания или глубокого осознания.
И наконец, все эти моменты, упомянутые выше должны присутствовать в вашей предгоночной подготовке. Вы должны стремиться к последовательному исполнению предгоночной программы, которая поможет вам быть психологически и физически подготовленным.