Восстановление после падения

Райан Кунц, основатель школы Ryan Koontz Motocross Training (RKMX), где гонщикам предоставляется возможность улучшить свои способности путем тренировок, включающих наряду с непосредственной ездой на мотоциклах и традиционные тренировки. Райан Кунц бывший мотогонщик со стажем более 15-ти лет, ведущий тренерскую практику более 5-ти лет.  
 
Ошибки. Аварии. Падения. Это то, что иногда мешает нам провести  идеальную гонку или идеальный финиш. Давайте разберемся с этим. Мотокросс, как никакой другой спорт, требует от нас умения подняться каждый раз, когда мы падаем. На своем опыте я заметил, что много гонщиков испытывают определенные трудности с корректировкой своих действий после падения. Самое сложное – это вернуть свою скорость. Иногда это может занять несколько кругов, пока гонщик вернется к своей привычной езде. А может случиться и так, что не удастся вернуть самообладание и настроиться на привычный лад до конца заезда.  Я долго и упорно думал над этой статьей, так как она может вызвать некоторые разногласия. И все-таки, как гонщик может прийти в себя после падения и подготовиться к быстрейшему восстановлению?
 
В зависимости от типа падения восстановление может быть довольно сложным. В свое время я посетил много тренировок по мотокроссу, но одна вещь, которой я так и не смог научиться тогда, как же должным образом восстановиться после падения. Обучение восстановлению после аварии/падения  является одним из важнейших аспектов «тренировки на мотоцикле». Когда я начал свою тренерскую практику, я убедился, что этому нужно обучать. Далее приводятся несколько  шагов, которые обеспечат быстрое восстановление после падения. Они могут казаться очевидными и интуитивно понятными, но все-таки их стоить повторить.
 
Шаг 1 – Знание своего мотоцикла
 
Чтобы обеспечить себе быстрое возвращение и восстановление важно, чтобы вы хорошо знали свой мотоцикл. Заведется ли он с включенной передачей – решающий момент, когда вы возвращаете свой мотоцикл после столкновения. Знание того, как часто и с какой постоянностью ваш мотоцикл заводится при включенном сцеплении, может привести к меньшей потере времени после падения. Так же важно знать, где и как правильно ухватиться за мотоцикл, чтоб его было легче поднять. Вы должны уметь проделывать это хоть с закрытыми глазами.
 
Шаг 2 – Снова взобраться на мотоцикл
 
Самое важное действие после падения – взобраться на мотоцикл как можно быстрее и тронуться с места. Пока вы направляетесь к мотоциклу, чтобы поднять его и занять свое место, быстро примите решение, поставить ли его на нейтральную передачу и стартовать, или же попробовать запустить его, когда он на передаче. Это решение должно быть быстрым. Если вы знаете, что ваш мотоцикл не заведется с включенной передачей, не тратьте время. Переведите его на нейтральную и только тогда заводите. Такое решение сэкономит вам энергию. Кроме того, каждый должен быть знаком с техникой, как завести мотоцикл от толчка. Такой метод требует гораздо меньше энергии, если вы знаете, как это делать (см. технику далее).
 
Шаг 3 – Корректировка действий
 
Как только мотоцикл завелся, немедленно трогайтесь с места. Когда вы вернулись на трассу и перегруппировались, уделите некоторое время, чтобы привести в порядок элементы управления, шлем, маску и все остальное, что сместилось от падения. Проделывайте это, когда вы уже поехали. Если возможно, лучше всего поправить рычаги и шлем в воздухе, когда вы на прямом участке, но не стоит тратить на это слишком много времени. Настройка рычагов сразу, как только вы сели на мотоцикл – это пустая трата драгоценного времени. Выполняйте эти шаги, когда находитесь в движении.
 
Как можно скорее прочувствуйте свой мотоцикл. Если руль отклонился, попытайтесь приспособить свою позицию (езду) к изменениям. Быстро оцените, в какую сторону произошло отклонение и помните об этом, когда будете проходить последующие препятствия. Если отклонение небольшое, серьезных трудностей приспособиться не возникнет.
 
Как это практиковать?
 
Никому не нравятся столкновения, но очень важно суметь сделать все правильно и не растеряться, когда ваша скорость будет сбита. Вот некоторые способы, которые я использовал с моими гонщиками, когда дело доходило до восстановления после падения. Обычно, я работал с ними, пока они упражнялись в заездах. Я ездил около трассы и внезапно останавливал их в некоторых точках. Делал я это при помощи маркера, чтобы обозначить те места, где гонщик должен остановиться.
 
Когда гонщик останавливался, я блокировал подачу топлива, останавливая мотор. Пока я держал мотоцикл, гонщик спрыгивал с него и отходил. Как глупо бы это ни звучало, но часто я заставлял их несколько секунд побегать вокруг  или даже иногда лечь на землю и кувыркнуться, попрыгать с переменой положения рук и ног или отжаться в упоре лежа. Таким образом,  я мог их немного «подловить» и, так или иначе, сбивал их скорость. Пока гонщик  бегал или иногда просто стоял рядом, я сдвигал их рычаги управления в позиции, имитирующие настоящее падение. Часто я двигал муфту и тормоза вниз или вверх. Я также удостоверялся, что мотоцикл на передаче. Далее, я отдавал гонщику сигнал садиться на мотоцикл. Если они бегали или кувыркались, то не сразу замечали, что их рычаги управления сдвинуты, как это и бывает в жизни, при настоящем столкновении. Когда гонщики возвращались на мотоцикл, они сталкивались с необходимостью быстрого восстановления.
 
После заезда мы рассматривали время по каждому кругу, и анализировали, хорошо ли они справились.
 
Работая в одиночку
 
Если у вас нет никого, кто смог бы работать с вами, вы можете тренироваться один. Попытайтесь останавливаться в некоторых точках трассы и выключать мотор.  Посидите немного, а  потом трогайтесь и попытайтесь восстановить привычный ход езды. Вы даже можете положить ваш мотоцикл на землю и выключить мотор. Побегать вокруг или сделать что-нибудь, чтоб увеличить сердцебиение (симулируя падение), затем быстро схватить мотоцикл, завести его и продолжить движение.
 
Еще парочка вещей, которые вы можете сделать, изображая падение, это сбросить вашу маску, перчатки, и может даже, отстегнуть защиту грудной клетки. Эти действия гарантируют, что ваше внимание будет направлено на что-то другое, вы отвлечетесь от гонки, например, на поправку вашего снаряжения. Вам нужно мгновенно перестать думать о гонке, и сфокусироваться на восстановлении после падения.
 
Есть также несколько приемов, как правильно поднять мотоцикл. Если вы небольшого роста или даже просто немного утомлены, я уверен, вы знаете, каким тяжелым может быть 450 сс или 250 сс. Поднятие мотоцикла, возможно, кажется пустяковым делом, но очень много раз я видел, как гонщики мучаются с этим, пытаясь поднять мотоцикл, стоя к нему лицом, ухватившись за руль или подталкивая его спиной.
 
 
Поднимать мотоцикл за руль возможно только в тех ситауциях, когда он на ровной поверхности
 
Правильно будет встать спиной к упавшему мотоциклу, согнуть колени, ухватиться за сидение (знайте, где именно нужно хвататься) и использовать ноги, чтобы поднять его. Итак, когда мотоцикл поставлен в вертикальное положение, можете подталкивать его спиной. Это техника очень важна, особенно, когда мотоцикл упал на склоне. Однажды научившись этой технике, вы уже не будете делать как-то по-другому.
 
 
Мы часто говорим детям, как делать правильно, а сами все делаем в точности наоборот. Используйте ваши ноги, чтобы поднять мотоцикл 
 

 

Ситуация, когда мотоцикл упал на склоне. Поднимая его, как это делает гонщик на фотографии, вы потеряете много энергии

Еще одна важная техника - заводить мотоцикл с толчка. Вы должны уметь делать это на короткой дистанции. Техника от Гари Бейли и ею легко овладеть, стоит лишь немного попрактиковаться. Не старайтесь завести таким образом четырехтактник на второй передаче. Используйте первую. Прокатите мотоцикл несколько шагов на нейтральной передаче и затем переключите на первую. Не запрыгивайте резко на сиденье, как делают большинство. 9 раз из 10 у вас не будет времени сделать это правильно, и вы только заблокируете заднее колесо. На песчаной трассе или при слабой силе сцепления попробуйте вторую передачу. И самое главное, не давайте газ на четрёхтактнике пока мотор не заведется.

Самое главное в таких тренировках - создать реальную жизненную ситуацию. Возможно, вам покажется нелепо практиковать это, но, в конце концов, это окажется одной из самых важных вещей в вашей практике. Умение восстанавливаться после падений необходимо любому хорошему гонщику.Такие «тренировки с долей неожиданности»  помогут вам  быть подготовленным. Признанными станут те спортсмены, которые могут совладать с непредсказуемыми и незапланированными ситуациями.